Китай извлекает уроки из все еще незавершенного «мирного плана» администрации президента США Дональда Трампа для России и Украины, наблюдая, насколько далеко Вашингтон готов зайти ради заключения соглашения и означает ли это уступки Москве.
Лидер КНР Си Цзиньпин использует этот момент, чтобы жестче обозначить свою давно заявленную цель: объединение с Тайванем. Это ставит самоуправляемый остров в опасное положение, поскольку сигналы Вашингтона становятся более размытыми, а намерения Си – все более явными.
Судьбу Тайваня уже связывали с российским вторжением в Украину. В 2022 году бывший премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил: «Украина – сегодня. Возможно, Восточная Азия – завтра».
Выражая похожую мысль, австралийский стратег и бывший генерал-майор Мик Райан предупреждает, что Китай может воспользоваться моментом и представить собственный план. Он отмечает, что Си всегда предпочитал взять контроль над островом без военной операции.
«Поэтому мы можем ожидать, что Коммунистическая партия Китая представит администрации Трампа 28-пунктный план по Тайваню – тайно или публично – в ближайшей или среднесрочной перспективе», – предполагает он.
Эта стратегия уже изложена в Белой книге Пекина 2022 года «Тайваньский вопрос и объединение Китая в новую эпоху». В документе утверждается, что остров всегда был частью Китая, отвергается международное вмешательство, а объединение представлено как ключевой элемент национального возрождения. Пекин предупреждает, что готов применить силу для достижения своих целей.
На прошлой неделе Китай предупредил об «разжигании конфликта» в Тайваньском проливе после прохождения через него крупнейшего военно-морского корабля Новой Зеландии. Резкая реакция была обращена не только к новозеландцам, но и к любому стороннику острова, который захочет вмешаться в этот вопрос.
24 ноября Трамп и Си провели часовую телефонную беседу, обсуждая торговлю и растущие трения между Китаем и Японией, вызванные заявлениями японского премьера Санаэ Такаити о Тайване.
Трамп в своих публичных заявлениях после звонка остров не упомянул. Однако МИД Китая уделил значительное внимание словам Си по этому вопросу. Лидер КНР заявил, что возвращение Тайваня в состав Китая является неотъемлемой частью послевоенного международного порядка. Эта формулировка выбрана намеренно: Пекин пытается представить себя защитником глобальной системы, созданной после Второй мировой войны, а Тайвань – и всех, кто его поддерживает – как источник дестабилизации.
В ответ Тайбэй объявил о дополнительных военных расходах в размере 40 млрд долларов. Президент Лай Чинте заявил, что средства будут направлены на закупку американского вооружения и усиление асимметричных возможностей острова – сравнительно недорогих, но потенциально наносящих серьезный ущерб китайским силам в случае вторжения, пока не прибудет помощь США. Это послание было адресовано как Пекину, так и Вашингтону.
У Лая есть основания для беспокойства. Как отмечает Хэл Брендс, ближайшие месяцы могут стать решающими для безопасности острова. Трамп, похоже, уделяет больше внимания улучшению отношений с Китаем, тогда как Си усиливает риторику в пользу объединения.
Тайвань является ключевым звеном глобальной экономики, производя примерно 90% самых передовых микрочипов. Любой серьёзный конфликт нанесет удар по цепочкам поставок, от смартфонов и автомобилей до центров обработки данных ИИ.
Вашингтон прекрасно осознает эту угрозу. Последний доклад американо-китайской комиссии по экономике и безопасности описывает, насколько Китай продвинулся в способности начать вторжение и что он может провести блокаду или атаку практически без предупреждения.
В отчёте также говорится, что Пекин меняет риторику в зависимости от аудитории, смягчая тон в англоязычных сообщениях и ужесточая его внутри страны, изображая «провокации» Тайваня как оправдание для действий. Тем временем Народно-освободительная армия продолжает модернизацию и сокращает разрыв с вооружёнными силами США.
План обороны Лая разумен, но может быть заблокирован политически разделенным парламентом. Тайбэю придётся активно добиваться финансирования для дронов, ракет, мобильных пусковых установок и устойчивых систем управления. Также необходимы расширенные гражданские оборонные учения и усилия по противодействию китайским информационным операциям.
Азиатским союзникам США – Японии, Австралии, Южной Корее и Филиппинам – нужно углублять координацию и рассматривать защиту острова как ключевой элемент региональной безопасности. Продолжение транзитных проходов через Тайваньский пролив, несмотря на риск раздражения Китая, стало бы важным жестом в пользу международного права.
План Трампа по Украине может казаться далеким от ситуации вокруг Тайваня. Но Пекин видит в нём возможность.
Каришма Васвани – обозреватель Bloomberg Opinion, освещающая политику в Азии.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Инсайды о Китае — без лицемерия и пропаганды.













