В лондонской Serpentine Galleries с успехом проходит персональная выставка Цао Фей — одной из самых знаменитых современных художниц материкового Китая. «Blueprints» Фей посвящена двум десятилетиям ее творчества и продлится до 13 сентября.
Примечательно, что изначально выставка была открыта 4 марта 2020-го, но потом из-за пандемии COVID 19 художественная галерея вынуждена была временно закрыть двери для посетителей. Рестарт произошел только спустя 5 месяцев, 4 августа.
С помощью мультимедийных инсталляций, видео и широкоформатных фото, которые она использует для своего творчества, Фей исследует социальные ритуалы, повседневную реальность граждан Поднебесной, многослойность этой страны.
По словам искусствоведа Анны Коршун (Christie’s Education New York, член Tate North American Acquisition Commitee), одна из самых примечательных видеоработ Фей, которую та создала, как бы играясь со старомодным форматом медиа изображений и аналоговыми технологиями — «Жизнь Теней» (Shadow Life). В ее основе лежит игра теней — давнейшая форма повествования в китайской народной культуре.
«Жизнь Теней», говорит Коршун, была создана при помощи компиляции ранних кинематографических методов съемки, таких как использование теней и анимации, представляет собой набор последовательных темных силуэтов рук и других частей тела кукловодов на фоне белого экрана. Она состоит из трех сцен, представляющих зрителю переломные моменты в истории Китая, беспрерывное преобразование Поднебесной.
Первая сцена — The Rock («Скала»). В ней зрителю обрисовывают идеалистичную картину мира, где живут птицы и слоны, жестокий охотник и слепой мужчина. Их взаимодействие приводит к чудесам, которые способна творить вера.
Вторая сцена — Dictator («Диктатор»), это анимированные воспоминания о политических реалиях прошлого Китая. В ней появляются машущие руки и изображения Маленькой Красной Книги Мао на фоне танков, фабрик и строительных кранов.
В третей сцене — Transmigration («Трансмиграция»), показано, как быстро урбанизация охватывает страну и уничтожает деревни. Последние в этой работе представлены как потерянный рай, исчезающий под ковшами экскаваторов.
Интересен и выбор музыкального сопровождения. Первую сцену сопровождает современная электронная вариация на тему народной китайской музыки, вторую — ритмы маршей, которые были популярны в нацистской Германии. Третья же показана под аккомпанемент «Оперы №2», хита Витаса 2001 года в исполнении китаянки.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Инсайды о Китае — без лицемерия и пропаганды.